11.08.2020

Сокращение поголовья КРС в России на фоне государственной поддержки отрасли животноводства

 

Проблема сокращения поголовья КРС в секторе сельхозпредприятий страны актуальна и преследует отрасль давно. В феврале The DairyNews со ссылкой на данные РБК сообщило, что поголовье крупного рогатого скота в стране с 2013 по 2018 год сократилось почти на 6%. При этом в Сибирском федеральном округе поголовье за этот период сократилось сильнее всего – на 25%.

По данным Федеральной службы государственной статистики, на конец декабря 2019 года поголовье крупного рогатого скота составляло 18,1 миллиона голов. При этом хозяйства населения (ЛПХ) владеют 40,3 % оставшегося поголовья КРС.

По словам директора Центра изучения молочного рынка Михаила Мищенко, на сегодняшний день сокращение поголовья происходит повсеместно в России. При этом статистика роста производства молока, по словам эксперта, ни о чем не говорит.«Назрел очень серьезный системный кризис. Сокращение поголовья приведет к дальнейшему опустошению сельскохозяйственных земель и сокращению рынка сбыта для растениеводства. Если в СССР мы экспортировали меньше пшеницы, чем сейчас, вовсе не значит, что ситуация обстоит лучше — тогда вся пшеница шла на прокорм 20 млн. КРС. Сегодня поголовье значительно меньше, излишки фуража экспортируются по малой цене. С точки зрения доктрины продовольственной безопасности, это большая ошибка, потому что мы не производим продукты питания, а производим пшеницу, которая в итоге к нам возвращается — молоком, мясом, другими продуктами, выращенными на ней», — прокомментировал Михаил Мищенко.

Также эксперт добавил, что на сегодняшний день государственная поддержка сельского хозяйства предстает в виде сильного дисбаланса, где налицо перекос в сторону крупных агрохолдингов. В итоге государство в своем стремлении выполнить Доктрину продовольственной безопасности пытается простыми способами нарастить производство сырого молока.

«Для этого достаточно иметь два-три крупных агрохолдинга, которые целенаправленно финансируются и развивают свое производства в регионе. В условиях нашей огромной страны нужно понимать, что данный подход создает мощнейший перегиб. Он не способствует развитию села как такового, не развивает сельский уклад жизни. Гораздо проще провести дорогу к одному крупному предприятию, чем к нескольким небольшим. В итоге страдает инфраструктура», — добавил Михаил Мищенко.

По словам эксперта, это приведет к двум серьезным проблемам: монополизации сельского хозяйства в регионах, что создаст мощный дисбаланс не только на региональном, но и на федеральном рынке; фактическую утрату российских деревень, потеря территории государства, у которой есть реальный потенциал к развитию.

The DairyNews связалось с несколькими участниками рынка и выяснило, как обстоят дела на местах и существуют ли перегибы в господдержке.

По мнению известного сыровара, директора сыроварни «Русский пармезан» Олега Сироты, проблема дисбаланса в предоставляемой господдержке действительно существует, и он, как руководитель проекта ОНФ «Народный фермер» планирует поднять этот вопрос на государственном уровне.

«Проблема дисбаланса действительно есть. Если бы можно было хотя бы меры по господдержке уровнять, не делая приоритет малого бизнеса над крупным, мы ощутили бы прорыв в производстве молока. Если сравнить потраченные деньги на капексы для крупных хозяйств и выделенные на гранты – на крупные было потрачено больше денег, чем для фермеров при том, что фермеры ввели большее количество скотомест. С точки зрения затраты государства — 1 рубль на количество введенных скотомест, фермеры с большим отрывом идут впереди Агрохолдингов, показывая хорошие темпы развития – порядка 12% против 3% у холдингов», — рассказал Олег Сирота.

Антон Башманкин, директор удмуртского СПК «Колхоз им. Калинина», в свою очередь отметил, что сегодня, при тенденции к централизации производства на крупных агрохолдингах, забывать про КФХ нельзя.

«Хозяйства сейчас играют роль своего рода социального объекта. Они позволяют выживать деревням, селам, способствуют их развитию – за счет оборачиваемости ресурсов в селе, рабочих мест, частой коммуникации с внешним миром», — рассказал Антон Башманкин.

Александр Колчин, руководитель еще одного удмуртского КФХ «Колчин и сын», в беседе с корреспондентом The DairyNews отметил, что на сегодняшний день, как и всегда, одним из главных законов рынка считается, что крупные холдинги рано или поздно задавят мелких производителей. Однако холдинги республики пока нуждаются в молоке с КФХ, поскольку их загрузка по молоку не превышает 80%.

Итак, по словам экспертов, на сегодняшний день проблема неравного обеспечения сельхозтоваропроизводителей государственной поддержкой находится на переднем плане. Неравенство чревато как сокращением поголовья на мелких и средних предприятиях, монополизацией сельского хозяйства, так и утратой восприимчивости потребителей к фермерской продукции.

И это при том, что мелкие производители часто демонстрируют более высокие темпы роста, чем крупные. С точки зрения государства проще обеспечить поддержку нескольким крупным хозяйствам, чем решать, как поддержать десятки мелких, что в итоге приводит к серьезному дисбалансу на рынке молочных продуктов.

По материалам: dairynews.ru

Источник https://www.nspg.ru/